ВЭСТудия графического дизайна      
      СФЕРИЧЕСКИЕ ПАНОРАМЫ | технологии

Технологии создания

Панорамые фотографии появились задолго до "цифровой эры". Фотография, в отличие от панорамы, снятая обычным объективом, имеет угол обзора 45-65 градусов. А панорамы "склеиваются" из нескольких обычных фотоснимков в единое изображение. После склейки всех кадров получается узкая полоска. По горизонтали угол охвата такой панорамы зависит от количества снятых кадров в ряд и от выбранной фотографом композиции, и превосходит самый широкоугольный объектив. На рисунке приведен пример панорамы с углом обзора 360 градусов по горизонтали и примерно 60 градусов по вертикали. Панорама снята в один ряд из 8 снимков.

С появлением цифровых средств обработки фотографий стала возможна очень точная склейка панорам из исходных кадров как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Если последовательно отснять 2-3 ряда кадров, (каждый из рядов должен охватывать 360 градусов), под разным наклоном камеры к горизонту, то из совокупности этих кадров уже можно "склеить" панораму с полным углом обзора и по вертикали и по горизонтали. Получим эквидистантную проекцию сферической панорамы, как на схеме снизу.

Панорама была снята в три ряда по 10 кадров в каждом.



Такую панораму можно представить и в проекции радиальных координат. Просматривать подобные проекции на плоскости хоть и забавно, но крайне неудобно. Поэтому сферические панорамы удобнее, привычнее и интереснее просматривать с помощью специальных программ и плагинов. О которых речь пойдет чуть ниже.Обычно они встраиваются в ваш интернет-браузер, открывают панораму под заданным углом обзора и дают возможность менять направление взгляда.

Для человека, сидящего перед монитором, привычный угол обзора на экране – 45-55 градусов. Именно с таким углом наиболее комфортно просматривать сферическую панораму. Плагины для просмотра панорам позволяют его изменять, обычно с помощью колеса мыши или кнопок "левый Shift" – угол обзора меньше, изображение соответственно ближе и "левый Ctrl" – все наоборот. Таким образом, увеличивая угол обзора (отдаляя объекты панорамы), можно уложить хоть 70, хоть 120 градусов поверхности сферы на экране монитора, угол охвата пространства, конечно, станет огромный, но появятся непривычные для человеческого зрения искажения. Поэтому при демонстрации виртуальных панорам, максимальный угол обзора ограничивается определенным значением, обычно не более 70-90 градусов. Минимальный угол обзора (максимальное приближение поверхности сферы) тоже ограничивают, обычно по причине того, что детализации панорамы далеко не бесконечна и при чрезмерном уменьшении угла обзора, становятся видимыми крупные размытые пиксели.

Для поворота панорамы перемещайте мышь при нажатой левой кнопке, или используйте стрелочки на клавиатуре. Приближать или удалять объекты - колесо мыши, или левые Shift и Ctrl на клавиатуре.

Процесс визуализации, выглядит так: на экране создается виртуальное панорамное изображение, окружающее зрителя сферой в 360 градусов. Управляя которым с помощью клавиш или мышью, возможно оглядеться вокруг, приблизить или отдалить интересующий предмет, развернуть картину под нужным углом.

Всё это можно попробовать сделать на небольшой сферической панораме справа.

Интерактивность виртуальных сферических панорам создает эффект присутствия и даёт возможность получить более целостное представление о пространстве, чем привычные фотоснимки. Несколько сферических панорам можно соединить "активными зонами", по которым можно передвигаться из одной панорамы в другую. Это уже будет виртуальным туром.

Технологии воспроизведения

Собственно от выбора технологии воспроизведения панорам зависят важнейшие вещи – качество отображения, скорость и плавность вращения, удобство навигации внутри сферы, и виртуального тура. А, в конечном итоге, это всё влияет на удовольствие от просмотра, и количество воспринимаемой информации.

На данный момент существует масса технологий воспроизведения, одни из самых популярных – Adobe Flash, Phoscode DevalVR, Apple Qucktime.

Первая очень широко известна как средство создания векторной графики, анимации, воспроизведения и передачи видеоинформации в интернете. Правда, изначально эта технология называлась Macromedia Flash, но корпорация Adobe в 2005 г, увидев перспективность направления, просто купила всю компанию вместе с разработками. В последних версиях Adobe Flash Player и плагинах для различных интернет браузеров появилась возможность отображать и сферические панорамы. Но поскольку эта возможность была заложена не "с нуля", а как дополнительная функция, отображение панорам на данной технологии обладает рядом недостатков.

В большинстве случаев максимальное удобство и информативность достигается при просмотре панорам на полный экран, когда ничто не отвлекает от самого изображения и оно занимает максимальную площадь.

Так вот, увы, Flash для этого пригоден очень ограниченно. При показе изображения эта технология не использует возможности современных видеокарт, а обрабатывает изображение только с помощью процессора. Как следствие, скорость и плавность прокрутки внутри сферы в разы хуже, чем у конкурентов. Плюс к этому, при показе высококачественных панорам размером около 4-8 мегабайт (6 000-10 000 точек по горизонтали), скорость на процессорах даже классом выше среднего падает до совершено непотребных значений. Сильно страдает и качество отрисовки изображения – на прямых линиях при разных углах обзора часто появляются заметные изломы. Поэтому, на данный момент большинство профессионалов панорамной фотографии отказались от этой технологи в пользу DevalVR. Еще стоить отметить, что у Adobe Flash качество и скорость прорисовки панорам практически не поменялась в лучшую сторону, не смотря на то, что версия их продукта изменилась с 8.0 до 10.0.

Но всё же, Flash-технологию можно применять для небольших панорам, когда не требуется высококачественного воспроизведения на полный экран, а требуется максимальная совместимость с разными платформами и операционными системами. На ней несколько проще создавать виртуальные туры, из-за распространенности и наличию большого числа программ для их создания. Остаётся только надеяться и ждать, что компания Adobe все-таки усовершенствует свою технологию и научится использовать возможности видеокарт. Хотя, если так будет продолжаться и дальше, конкурирующие технологии могут быстро вытеснить Flash из этой области, и уже это делают.

Данная технология была разработана компанией Phoscode специально и только для воспроизведения панорам, связи их между собой, наполнения различными интерактивными элементами. Именно по причине узконаправленного применения технологии она смогла использовать самые передовые возможности современных видеокарт для быстрого и качественного отображения панорам. DevalVR умеет очень экономно и эффективно использовать возможности драйверов Microsoft DirectX. Поэтому и качество отрисовки панорамы и скорость навигации внутри нее просто несравнимы с Flash. При этом, DevalVR позволяет воспроизводить без падения скорости панорамы гораздо большей детализации. Например, можно легко просматривать панорамы разрешением 16 000х8 000 пикселей со скоростью прорисовки 50-80 кадров в секунду при вращении панорамы. Flash при такой детализации даже на современном двуядерном процессоре вряд ли выдаст больше двух-четырёх кадров в секунду.

Рекомендуем просто визуально сравнить скорость и качество картинки, посмотрев несколько панорам на странице с примерами в обоих режимах, переключаясь между ними кнопками, разположенным внизу экрана в окне просмотра панорамы (разумеется нужно установить и DevalVR и Flash плагин). Разница в скорости (плавности) при вращения панорамы заметна сразу, а качество можно оценить обратив внимание на то, что Flash отображает прямые линии (грани ровных объектов) – ломаными, особенно при вращении. Также страдает и прорисовка мелких деталей изображения.

Еще стоит отметить, что при богатых возможностях отображения панорам и наполнения их интерактивными элементами, связи нескольких панорам в виртуальный тур – размер плагина составляет всего лишь 400 килобайт. На данный момент его версии существуют для всех популярных браузеров (Opera, Internet Explorer, Firefox, Google Chrome).

Компания Apple одна из первых освоила технологию визуализации сферических панорам. Именно она разработала стандарт панорамных изображений (QuickTimeVR), который очень популярен сейчас и используется уже практически во всех сторонних технологиях. Как Flash, так и DevalVR умеют воспроизводить этот стандарт панорам. По качеству и скорости воспроизведения Qucktime несколько превосходит Flash, однако, все равно, прилично проигрывает DevalVR. Эта технология воспроизведения панорам широко используется на платформах Apple Macintosh. На PC она более известна как набор кодеков для воспроизведения видеоинформации.

наверх