ВЭСТудия графического дизайна      
      ДОЛЖНА БЫТЬ КАКАЯ-ТО ФЕНЬКА!

ДИЗАЙНЕР РАССКАЗЫВАЕТ О СЕКРЕТАХ СВОЕЙ ТВОРЧЕСКОЙ КУХНИ

Работу дизайнеров каждый из нас видит ежедневно: товарные знаки на упаковке товаров и сама упаковка, визитные карточки и стиль печатных изданий, рекламные щиты на улицах, вывески и внутреннее оформление магазинов... Порой эти работы чрезвычайно притягательны и вызывают столько положительных эмоций, что нет-нет, да и мелькнет желание узнать, как создаются все эти произведения графического искусства. Увы, дизайнеры ревностно хранят секреты своего мастерства и предпочитают предъявлять общественности лишь готовые работы. Но сегодня завесу над волшебством для читателей "Купи-продай" приоткроет дизайнер Валерий Шкварковский.

ВСЕ В КОНТЕКСТЕ

Один из главных постулатов работы Валерия - "все должно быть в контексте".
- Приступая к проекту, мне важно знать: для кого я работаю и в какой сфере. Это необходимо, чтобы уловить тенденции в области задачи, - поясняет Валерий и иллюстрирует слова недавней работой, выполненной для московской компании "ПродТара". - Чтобы в результате получились вот эти рыбки, мы с коллегами изучили ситуацию на рынке тары и выяснили его конъюнктуру. Я буквально учитался сведениями о деятельности заказчика, дотошно выспросил, что он хочет и на что рассчитывает. Этот подготовительный процесс отнял много времени, зато вещь получилась: каждая черточка этих рыбок - в контексте, - явно доволен работой дизайнер.

УТКА-ТО УЛЕТЕЛА!

Наш герой уверен, что в рекламе можно все обыграть красиво и сделать человечными даже самые неприспособленные для такой подачи вещи.
- Вот, скажем, охотник в проекте "Скаута", - демонстрирует Валерий недавние разработки. - Охота, как ни крути, связана с убийством. И как его рекламировать? Ну, поставлю я сюда ружье и утку в крови -доходчиво получится и по существу. А если ребенок все это увидит и заплачет? Поэтому мы решили "покрутить", и вот: ни дичи, ни оружия в кадре нет, а есть эмоция, жест и... перышко, утка-то улетела! Реклама от этого не то что не потеряла - выиграла, она несет массу положительных эмоций. Скажу больше: этот триптих с охотником, рыбаком и туристом сейчас превратился в очень серьезную программу с общей философией брэнда. И все - без убитой утки.

НА ОДНОМ ДЫХАНИИ

В портфолио Валерия Шкварковского большинство работ внешне крайне просты и напоминают росчерк, сделанный в одно движение руки.
- Знак должен быть понятным, а значит, простым. И у меня самые дорогие сердцу вещи сделаны на одном дыхании, выглядят до чрезвычайности просто. Хотя за этим росчерком и стоит масса подготовительной работы.

Валерий показывает, как рождался знак для "Сотвори себя":
- У них было три "С": Старыгин, Сотвори и Себя (название уже было). Само собой придумалось, что эту букву можно обыграть. Я ее нарисовал, посмотрел и в два движения сделал из нее человечка, - повторяет Валерий на листочке свой опыт. - Мне вообще кажется, что чем проще, тем лучше цепляет. Главное - в работе должна быть какая-то фенька!

Компания "Реммикс": название получилось как производное от русского "ремонт" и английского "микс" - смешивать. Оставляя за рамками одну "м", получился "ремикс", который означает "обновление", собственно, в ремонте и стройке! Хорошо вышло и с графикой: кубик - как символ строительного направления, а "Р" - это валик, символизирующий отделочные работы.

Магазин "Зоомаркет". Тоже внешне простецкий вариант. Нужно было графически обыграть специфику магазина и его название. "Писал его и так и этак, - рассказывает Валерий, - искал ассоциации и увидел то, что лежит прямо на поверхности: у буквы Z есть клюв. Вот она - фенька! Получилось просто и изящно".

Компания "МясОпТорг". Эта компания продает мясо. Мясо курочек, бычков и поросят, которых так любят дети. Но все мы едим, и от этого никуда не деться. Но ведь не обязательно показывать в рекламе "расчлененку"!

СПЛОШНОЙ АДРЕНАЛИН

Каждая работа дизайнера рождается в соответствии с техническим заданием. Именно оно дает толчок фантазии, а вовсе не наоборот. Но столь регламентированный творческий процесс, как ни странно, полон эмоций.
- Дизайн - это сплошной адреналин. И его пиковая волна - когда ждешь, что получилось из твоей идеи на практике, - рассказывает Валерий Шкварковский, - выстраивая цепочку согласований, ожидая, когда товар с твоей этикеткой выйдет на прилавки... В это время эмоции зашкаливают.
Как показывает опыт дизайнера, иногда зашкаливают деструктивно.
- Была недавно серьезная неудача, - неохотно делится Валерий, - я так увлекся, что выпустил из-под контроля всего одно звено в цепочке. И на каком-то этапе согласования малюсенький цветовой нюанс был упущен. В результате я получил обезображенную этикетку. Все пришлось переделывать. И адреналина было - куча.

Я НЕ СВЯТОЙ

Говоря о рекламе, Валерий Шкварковский любит приводить высказывание одного из своих клиентов: "Сделай мне так, чтобы с ребенком можно было смотреть". Именно такой подход к исполнению технических заданий на рекламу близок Валерию: "Я стараюсь делать вещи, отвечающие моим этическим соображениям".
Однако в условиях рынка такая позиция выглядит весьма проблематичной: как соблюсти этику рекламы, с тем чтобы она отвечала своей главной задаче - продавать?
- Это трудно, и потому мы спорим с заказчиком, делаем пробные варианты и несем их в народ - проверять. Причем вместе с представителем заказчика. Конечно, я не святой и могу ошибаться. Но ко мне стоит прислушиваться.

ПОЗИТИВНАЯ РЕВНОСТЬ

Дизайнеры иногда передают друг другу заказы. По разным причинам, не в них суть. Главное, что за этим следует.
- Бывает, отдашь заказ, а потом смотришь, что вышло, и думаешь: "Ух, как клево получилось!" И вроде ничего сложного, а цепляет... "И я ведь так могу, а может, и лучше!" - рассказывает Валерий и тут же иллюстрирует примером. - Юридическая компания обратилась в Алтайскую торгово-промышленную палату за неймингом и графическим образом, а те переадресовали дизайнерскую работу мне. Но в какой-то момент эта компания сама придумала себе название - "Де Конс" - и с ним ушла к Алексею Шелепову. В общем, в изначальной связке заказчик не нашел то, чего хотел. Алексей придумал отличный вариант: нарисовал ферзя. Молодец, что тут скажешь! Кроме восхищения, есть, конечно, профессиональная ревность. Но она позитивная.

Арт-директор издательского дома "Алтапресс" Алексей Шелепов:
- У нас с Валерием Шкварковским обычная практика - перенаправлять друг другу заказчиков или делать один проект вместе. Это удобно: мы готовы поручиться за качество работы друг друга. Сейчас, например, сообща выполняем заказ "Ренессанс Косметик": Валерий трудится над одной серией товарного ряда, я - над другой. Ну а эффект от нашего сотрудничества в случае со "Скаутом" все уже знают (я с Владимиром Филатовым делал знак, Валерий занимался дальнейшим его продвижением) - работа получилась гармоничная, классная.

Увы, тонкости работы дизайнера не отразить словами. Они не дают понять, чем захватывает процесс, - например, трансформация карандашных загогулин в товарный знак... Все эти знаки, этикетки и фирменные стили, которые вышли в свет из рук мастера, - не шедевры, говорит Валерий Шкварковский. "За редким исключением я шедевров не делаю. Я стараюсь делать добротные вещи", - резюмирует он нашу беседу.

Екатерина Пушкарская

назад